Плетение из высокомолекулярного полиэтилена

24.03.2016

Плетение из высокомолекулярного полиэтилена, интерактивные светодиоды и воспоминания о землетрясениях — американская художница смело берет в работу любые подходящие «кисти».

Первая работа, которую она с гордостью включает в свое портфолио, создавалась совместно с индийскими рыбаками — странноватый конусообразный автопортрет, не без самоиронии названный «Широкие бедра».

С конца 1990-х Джанет Эчельман раскидывает сети в крупнейших городах мира, от Амстердама до Сиднея и от Мадрида до Вильнюса. В 2005 году появился и подходящий заказ — на большую инсталляцию для португальского Порту. Ей пришлось смоделировать сложную сетевую структуру на компьютере и просчитать нагрузки при разной силе ветра. Она украшала Ванкувер к зимним Олимпийским играм 2010 года. В 2012-м Джанет стала обладателем стипендии от Фонда Гуггенхайма как «инноватор, меняющий саму суть городского пространства».

Ее произведения стали более технологичными, они плетутся из ультрасовременных полимерных волокон и подсвечиваются светодиодными лампами, которыми управляет компьютер. Последние инсталляции художницы интерактивны. Но в основе своей это все те же рыбацкие сети.

1,26. Дарем, Великобритания (2015)

Форма инсталляции из сверхпрочного синтетического волокна Honeywell Spectra и полиэстера вдохновлена инфографикой NASA и NOAA, которые отслеживали последствия землетрясения 2010 года в Чили. При магнитуде 8,8 мощь катастрофы была так велика, что ось вращения Земли сместилась на несколько сантиметров, а сутки сократились на 1,26 мс — о чем и говорит название работы.

«Как будто мы уже там». Бостон, США (2015)

Полимерные нити расплетены на волокна и скреплены в почти невесомую сеть с подвижными узлами, которые чутко реагируют на изменение погоды. Волокна исключительно прочны и теоретически способны выдержать усилие в сотню тонн. Днем эта зыбкая сеть отбрасывает полупрозрачную тень, а ночью эффектно подсвечивается.

«Небо, раскрашенное бесчисленными вспышками» Ванкувер, Канада (2014)

Крупнейшая из инсталляций Джанет, установленная к празднованию 30-летия TED Conference. Воздушная скульптура протянулась более чем на 200 м между небоскребами Ванкувера. Тонкая сеть из 230 км синтетической нити выглядела совсем воздушной. На самом деле вес ее превышает 1,5 т, и сетка опирается на несколько волокон особо прочного полимера Honeywell Spectra. А ночью начинался интерактив: зрители могли управлять цветными огнями, используя специальное приложение для смартфонов.

Структуры и формы

Первая работа из серии 1,26 создавалась для Биеннале американского искусства 2010 года. Джанет Эчельман пригласили украсить город проведения фестиваля — американский Денвер. Природная катастрофа, случившаяся в Чили в феврале того же года, произвела на художницу огромное впечатление. А после заявления NASA о том, что землетрясение магнитудой 8,8 вызвало перераспределение больших масс земной коры, слегка сместив даже ось вращения планеты и сократив продолжительность суток на 1,26 мс, идея обрела и название.

Обратившись к специалистам Национального управления океанических и атмосферных исследований США (NOAA), Джанет получила данные компьютерного моделирования волны цунами, которая разошлась по всему Тихому океану в результате подводного землетрясения у чилийских берегов. Эти волны придали сетевой структуре форму. Возвести ее с опорами на стальные балки оказалось почти невозможным, эта форма слишком сложна, поэтому металлическая арматура, использованную в предыдущих инсталляциях, была заменена сверхпрочной полимерной нитью.

Выбор Джанет пал на волокна из композита Honeywell Spectra, который применяется в производстве военной и полицейской техники и снаряжения. С точки зрения химика это — «вещество с приставкой «сверх»»: сверхвысокомолекулярный сверхвысокоупорядоченный полиэтилен высокой плотности. Особо длинные полимерные цепочки в нем ориентированы почти строго параллельно друг другу, и волокно приобретает способность выдерживать колоссальное механическое напряжение, направленное вдоль — предел его прочности в 8−15 раз выше, чем у разных видов стали, и почти в 1,5 раза выше, чем у кевлара. Благодаря инновационному материалу структура в форме цунами не только приобрела изысканную форму волн, но и стала подвижной и гибкой.

Подробнее: Источник

X